История торговой марки BMW

Следует сразу оговориться, что история BMW – одна из самых запутанных историй среди наиболее уважаемых в мире атомобильных брендов. Несомненно одно – торговая марка BMW (Bayerische Motoren Werke), по-русски означающая: «Баварские моторные заводы», была зарегистрирована в июле 1917 года. Однако столь же достоверно и то, что прежде фирма называлась BFW («Баварские авиационные заводы») и была в марте 1916 года зарегистрирована на имя Карла Раппа. О нем известно лишь то, что он и не помышлял о производстве автомобилей, так как был настоящим фанатом авиации, точнее авиационных двигателей. В 1912 году он даже принимал участие в Имперской авиационной выставке со своим 90-сильным двигателем, но потерпел неудачу. Начавшаяся вскоре Первая Мировая война принесла ему заказы на двигатели для самолетов, однако его продукция вскоре стала пользоваться отвратительной репутацией: движки были чрезвычайно шумными и от них стали повсеместно отказываться. Репутацию Раппа спас случай: один из банкиров того времени по имени Камилло Кастильони выкупает долю Раппа, а его компания продолжает свое незавидное существование.

Положение изменилось в 1916 году, когда к руководству фирмой пришел всесторонне образованный австрийский инженер Франц Иозеф Попп. Именно он пригласил к сотрудничеству блестящего инженера Макса Фрица, прежде работавшего на компанию Даймлер. Карл Рапп расценил факт приема на работу Макса Фрица как личное оскорбление и подал в отставку, хотя она мало что решала – у компании BFW к тому времени сложилась неважная репутация, с которой что-то нужно было делать. Тогда-то и свершилось переименование BFW в BMW (см. выше), которое и считается официальным рождением брэнда BMW.

Вы спросите: ну и что? Какое нам дело до каких-то неудачников и авиационных двигателей? Не все так просто. В том, что компании BMW поневоле вскоре пришлось заняться автомобилестроением, есть своя логика. После окончания Мировой войны Германия была поставлена на колени. Ей запретили на несколько лет производить авиационные двигатели, а это предвещало неминуемый крах новой фирмы. Положение спасли малолитражные двигатели для мотоциклов с рабочим объемом в поллитра, а затем и сами мотоциклы, первый из которых — R32 оказался весьма удачным. Произошло это в 1923 году, а в 1928 году в распоряжении BMW оказываются автомобильные заводы Тюрингии, расположенные в городе Айзенах. Вместе с заводами BMW получает также и лицензию на производство автомобиля «Дикси», который и становится первым автомобилем, выпущенным под маркой BMW.

Поскольку мы занимаемся историй BMW, нельзя не сказать несколько слов об истории автопроизводства в Айзенахе, предопределившем основное направление нынешней деятельности BMW. Последние десятилетия XVIII века ознаменовались не только рождением таких легендарных брэндов, как Ford и Renault. Скромный житель города Айзенах по имени Генрих Эрхардт тогда же сконструировал мотоколяску под наименованием Вартбург (Wartburg), которая даже приняла участие в автомобильной выставке, состоявшейся в 1896 году в Дюссельдорфе. Перспектив у примитивной кареты с мотором было немного, и к 1903 году фирма Эрхарда оказалась на грани банкротства. Положение совершенно неожиданно спас один из акционеров фирмы, Яков Шапиро, предложивший Эрхарду приобрести лицензию на выпуск британского автомобиля Остин-7, выпускавшегося в Бирмингеме и профинансировавший сделку. Других вариантов все равно не было, поэтому в Айзенахе стали собирать новый автомобиль, который назвали Дикси (Dixi). Первое время даже рулевое управление нового авто было правосторонним, однако таких автомобилей до 1929 года было выпущено немало – почти 16 тысяч. Неудивительно поэтому, что фактическую историю BMW следует отсчитывать от мотокареты Вартбург – т.е. с 1986 года. Тогда же (в 1929 году) BMW Dixi становится победителем Межденародной Альпийской гонки, показав среднюю скорость движения в 42 км/час. До сих пор ни один автомобиль в мире не мог двигаться так быстро в течение столь длительного времени. В этом впервые проявился бойцовский характер BMW.

Дальнейшая история BMW также была полна трудностей. Ее предприятия очень сильно пострадали по итогам Второй Мировой войны. Заводы в Западном секторе Германии были основательно разрушены авиацией союзников, производства в Айзенахе оказались в советской зоне оккупации. Судьба последних была предопределена: все, что можно было вывезено в Россию, в том числе и в первую очередь – станки, оборудование и оснастка, были погружены в эшелоны и отправлены на Восток. Относительно лучше уцелели предприятия в Мюнхене, куда и направили свои усилия и скромные средства акционеры BMW в первые послевоенные годы. Ситуация уже во второй раз становилась критической, но положение опять спасли мотоциклы. В 1948 году начался выпуск R-24, объемом 250 куб, затем R51, R-67 и наконец – R68 (600 куб), который развивал скорость до 160 км/час.

В 1959 году на фоне экономического кризиса в Германии дела BMW пошли совсем плохо в третий раз. Ситуация была такова, что, казалось, лишь объединение с Мерседес могла спасти положение. Выручили, как это ни удивительно, рядовые акционеры, сумевшие собрать необходимые средства, чтобы компания BMW смогла удержаться на плаву, по крайней мере — до появления очередного успешного автомобиля. И успех к многострадальной компании пришел с началом выпуска BMW 1500. Автомобиль с двигателем в 80 л.с. разгонялся до сотни всего за 16.8 секунд – это был феноменальный результат. Спрос оказался огромен – производство работало на полную мощность. Всего за год было собрано 24 тысячи новых автомобилей. Компания BMW была спасена, чтобы уже никогда более не оказываться в подобной ситуации.

Возврат к списку

Другие материалы по теме: