Обнаружение перебоев в работе двигателя

В соответствии с требованиями CARB/OBD блок управления двигателем должен обнаруживать — когда двигатель работает с перебоями. Он также обязан уметь определить цилиндры, горение в которых нарушено. В этом случае возможно увеличение токсичности выхлопа или даже повреждение катализатора.

Эти функции реализуются путем постоянного наблюдения за динамикой коленвала, а также вычисления номеров цилиндров, в которых наблюдаются нарушения такта. В примере показана ситуация, вызванная нарушением в 6-м цилиндре двигателя M54.

Вычисляя различия во времени прохождения секторов реперного диска перед датчиком Холла, можно такие нарушения обнаружить. Отчет начинается с момента, отстоящего на 78° до верхней мертвой точки, и продолжается, пока коленвал не повернется на 120°. Если время превышает установленное значение, для конкретного цилиндра фиксируется ошибка, которая записывается в память блока управления. Если перебои повторяются слишком часто, загорается транспарант панели приборов «Service Engine Soon«.

Блок управления может в этом случае отключить подачу топлива в неисправные цилиндры и задействовать режим «открытой петли», изменяя лямбда — регулирование. Ошибки, связанные с перебоями, непрерывно оцениваются на предмет увеличения степени токсичности выхлопа, или опасности повреждения катализатора.

 

Предотвращение ситуации, вызывающей увеличение токсичности выхлопа

Для этого подсчитывается количество перебоев, случившееся на 1000 оборотов коленчатого вала. Если это значение превышает некий порог, установленный ЭБУ, фиксируется ошибка, содержащая, в частности, номера цилиндров, в которых возникли перебои и на панели приборов загорается «Service Engine Soon«.

 

Предотвращение возможного повреждения катализатора

Такая ситуация фиксируется, если число перебоев, случившихся за 200 оборотов коленчатого вала превысит порог, определенный ЭБУ. В память блока в этом случае записывается ошибка, содержащая номера цилиндров, работающих неправильно.

Транспарант «Service Engine Soon»

Блок управления Siemens, которым оборудованы двигатели M54, включает и держит зажженным транспарант «Service Engine Soon«, поскольку он выключает часть форсунок. Последние могут быть вновь включены лишь после нескольких (не менее 7) сбросов оборотов движка и при условии успешной адаптации датчика коленчатого вала. Погасить транспарант можно также заглушив, и вновь запустив двигатель.

Поскольку допустимое число перебоев в работе двигателя зависит и от количества оборотов, температуры и нагрузки, процесс обнаружения перебоев идет непрерывно и останавливается лишь в особых случаях.

Ситуации, в которых обнаружение перебоев не выполняется

 

Показатель Значение показателя
Обороты коленвала Не превышают 512 об/мин
Нагрузка Переменная или нестабильная
Положение дроссельной заслонки Переменное или нестабильное
Опережение зажигания Поступает запрос на уменьшение угла опережения из-за детонации, вмешательства ASC, AGS и пр.
При пуске двигателя В первые 5 секунд после пуска
После запуска кондиционера До истечения 0.5 секунд после его включения.

Обнаружение перебоев также не выполняется, если активна одна из следующих функций: отсечка топлива при сбросе газа, включен режим езды по бездорожью, система ASC осуществляет свое вмешательство.